Детские игры как залог нашего эволюционного успеха

 
Поиск
Статья используется на главной странице темы

Версия для печати - только текст

 

Иллюстрация <noindex><a target=_blank href=http://www.flickr.com/photos/pasa-wha/3123844803></a>Eduardo Pasaoa</a></noindex>.

Иллюстрация Eduardo Pasaoa.

В издании Journal of Comparative Psychology психолог Марк Нилсен из Квинслендского университета (Австралия) приводит ещё несколько аргументов в пользу того, что возраст от двух до семи — самый, пожалуй, важный в нашей жизни. И вот почему.

С тех пор как наши предки отделились от шимпанзе (примерно семь миллионов лет назад), мы заселили больше территории, чем любой другой биологический вид, и произвели в восемь раз больше биомассы, чем все остальные сухопутные позвоночные вместе взятые.

Шимпанзе, напротив, оказались на грани исчезновения. Почему? Что позволило нам добиться столь большого успеха и одновременно поставить всю остальную живую природу в зависимость от результатов нашей деятельности?

Ответов множество. Г-н Нилсен считает, что самый важный из них звучит следующим образом. В отличие от других животных, мы не только передаём из поколения в поколение знания и навыки. Каждое «племя младое» их не просто усваивает, а открывает для себя заново, перерабатывает и в итоге получает нечто новое. Больше никто, кроме нас, не умеет накапливать культуру.

Но дело не в этом, а в том, чтó позволило нам прийти к такому виду культуры, тогда как шимпанзе не смогли этого сделать. Прежде всего копирование того, что делает другой. Эксперименты показали, что дети имитируют действия взрослых, даже если не понимают их практического значения. Это тем более важно, что дети растут в окружении огромного количества инструментов и предметов, с которыми надо научиться обращаться. Простое копирование — самый лёгкий способ это сделать.

Разумеется, копирование не позволит создать что-то новое. Наряду с повторением действий других людей мы постоянно изобретаем какие-то иные пути для достижения тех же результатов. И в конечном итоге на свет появляется то, чего раньше никогда не было.

Всё это начинается с детских игр. Ребёнок создаёт целый мир, в котором воображению нет преград. Копируя взрослых, дети в то же время постоянно придумывают что-то своё. Без детских игр, полагает г-н Нилсен, невозможно формирование такого разума, который сможет включиться в «кумулятивную культуру».

Разумеется, для этого надо, чтобы существовало само детство, то есть продолжительный период неспособности о себе позаботиться. У человека он занимает около семи лет — дольше, чем у любого другого животного.

Когда в нашей эволюции появилось такое детство? Вскоре после разделения с шимпанзе или сравнительно недавно?

Историю развития человека можно выявить по его зубам. Микроскопический анализ того, как в течение жизни развивались зубы у ископаемых гоминид, показал, что детство впервые появляется у неандертальцев — примерно 300 тыс. лет назад. До этого переход от младенчества и грудного вскармливания к независимому существованию был очень быстрым, как у шимпанзе.

Существенно, что появление детства совпадает с ускорением прогресса каменной индустрии, регистрируемым археологами, и возникновением отчётливо выделяемых региональных и стилистических особенностей, характерных для культурных традиций и культурных зон.

Словом, имитация и ролевая игра имели решающую роль в эволюции человеческой культуры, что было невозможно без продолжительного детства.

Фото <noindex><a target=_blank href=http://www.flickr.com/photos/sangroncito/4808053966></a>Sangroncito</a></noindex>.

Фото Sangroncito.

 

Подготовлено по материалам The Conversation.

 
Обсуждение Еще не было обсуждений.
! Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter (подробнее).
Страница:посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:269310