О книге Пойя Как решать задачу

 
Поиск




Я обнаружил, что интересующая меня тема развития мышления у детей раскрыта в книге Пойа "Как решать задачу". Книга была издана миллионными тиражами и выдержала минимум два издания.
Книгу которую можно загрузить, например, отсюда http://padabum.com/d.php?id=37755
Предлагаю за основу обсуждения взять эту книгу.
Знаменитая таблица, вокруг которой группируются темы книги, в приложении в виде документа ворд, чтобы сохранить ее форму, которая также весьма информативна.

Как пишет автор, вопросы и советы, которые книга рекомендует учителю  задавать ученику, характеризуются общностью и разумностью. Поэтому тому, кто итак использует эти принципы, может быть трудно понять их роль и важность. Чтобы это понять, автор советует вникать в них глубоко. С моей точки зрения вот хороший пример.
Оригинал:
“First, we have to understand the problem; we have to see clearly what is required. Second, we have to see how the various items are connected, how the unknown is linked to the data, in order to obtain the idea of solution, to make a plan”.
Перевод:
Во-первых, мы должны понять задачу; мы должны ясно видеть, что в ней является искомым. Во-вторых, мы должны усмотреть, как связаны друг с другом различные элементы задачи, как неизвестное связано с данными. Это необходимо, чтобы получить представление о решении, чтобы составить план.

Т.е. для нахождения плана решения надо пытаться усмотреть то, что требуется определить в самом условии задачи, или усмотреть связи условия задачи с тем, что требуется определить. По-моему, в переводе это неплохо выражено в использовании слова искомый="искаемый"+исходный. В задачах из задачников это связано с тем, что они составлены преднамеренно, но это также наблюдается и во многих задачах из практики.


Далее. Мои комментарии в скобках ().
Как следует из книги в задачи учителя входят:
1. стр. 5 "... вы сможете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы", "Такие эмоции, пережитые в восприимчивом возрасте, могут пробудить вкус к умственной работе и на всю жизнь оставить свой отпечаток на уме и характере"
стр. 6 "... напряженная умственная работа может быть столь же желанным упражнением, как стремительный теннис" (т.е. учитель должен способствовать формированию у ученика интереса к самому процессу мышления. Этот интерес отличается от интереса, который может быть вызван бытовым контекстом задачи и которым обычно ограничиваются советы по их формулировке)

2. стр. 6 "Пытаясь не только понять решение той или иной задачи, но и осознать, как, какими средствами было найдено, это решение, делая попытки объяснить другим, в чем заключается сам процесс поисков решения, автор пришел, в конце концов, к мысли написать настоящую книгу"
(Т.е. увидеть мышление, как деятельность)

"За желанием решить ту или иную задачу, бесполезную в смысле материального выигрыша, может быть скрыто более глубокое любопытство, желание осознать пути и средства, приводящие к решению"
стр. 7 "Содержание этих страниц основано на длительном и серьезном изучении методов решения задач. Изучение этих методов является предметом так называемой эвристики, которая не в моде в наше время, но имеет большое прошлое и, возможно, некоторое будущее"
(т.е. учитель должен способствовать формированию у ученика мышления, как полноценной деятельности.не просто решать задачу, а анализировать условия задачи, формулировать цель, план ее реализации, идею плана и его разработку, реализация плана, анализ проделанных действий)

 

Юрий Скоморовский







 
Обсуждение Сообщений: 1. Последнее - 04.10.2013г. 20:03:22
! Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter (подробнее).
Страница:посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:725807