Я - гений! :)
 

Гениальность и ее приложения

 
Поиск

Версия для печати - только текст

Что такое гениальность? Если говорить всерьез об этом, то нужно затронуть все то, что обеспечивает проявления психики, которые называют "гениальностью". Понять эти механизмы сразу нереально, поэтому текст ниже дает лишь обозначение условий и механизмов. Он требует некоторого напряжения понимания, но вполне доступен, а ссылки, поясняющие более глубок, можно оставить на последующее уточнение, если окажется достаточно важным разобраться досконально.

 

Состояние гениальности - это особая ясность мысли, которая сопутствует оптимальному снабжению мозга питанием и кислородом, при хорошем балансе внимания между такими крайностями как СДВГ и "умственная пассивность". Первая крайность означает недостаточность опыта восприятия и оценки значимости воспринимаемого, что характерно для ранних этапов развития понимания в данной области, а вторая характеризует уже вполне наработанные навыки восприятия-действия с переходом этих навыков в неосознаваемые автоматизмы.

Промежуточное состояние, когда уже есть немалый опыт, позволяющий выделять актуальное для осмысления в данном восприятии, и при этом элементы воспринимаемого заключают в себе еще много нового, что заставляет переводить на это фокус сознания и творчески нарабатывать адекватные варианты отношения (поведенческие реакции).

Итак, гениальное состояние проявляется в отношении чего-то конкретного в восприятии, что уже способно сосредоточить на себе внимание своей значимостью и в то же время содержит много новизны, мотивирующей осмысление и творческую наработку навыков понимания и взаимодействия. Это - всегда творчество.

"В здоровом теле - здоровый дух" - в смысле возможности творчества вообще, конечно же предполагает ненарушенную гемодинамику мозга, обеспечивающую энергетикой большие затратные процессы творческой доминанты. Ясность мысли - прямое следствие этого условия.

 

Раннее детство во многом характеризует состояние раннего развития представлений, что часто проявляется в виде СДВГ, зрелый возраст, напротив, характерен большим количеством наработанных неосознаваемых автоматизмов. Поэтому наиболее частое прибежище состояния гениальности - возраст от 10 до 30 лет. Но во всех случаях профессионального исследования проблем, когда это исследование мотивируется физиологически высокой значимостью для данной личности и новизной еще не решенной проблемы, поддерживается устойчивое состояние творческого поиска, творческая доминанта. При ненарушенной гемодинамике и отсутствию психических проблем, конкурирующих по значимостью с творческой задачей, состояние гениальности возможно даже в самом позднем возрасте. Кроме собственно отсутствия органической и психо патологий, новизна при высокой значимости проблемы - главное условие оптимального результата осмысления. Целью творческого процесса является "узнавание", снятие новизны, формирование неосознаваемых автоматизмов поведения, что позволит наиболее эффективно (уже без раздумываний) использовать эти знания, в том числе и для их формализации в виде текстов - для передаче сведений другим людям.

 

Творчество в режиме гениальности требует хорошего предварительного знакомства с объектом внимания до возможности нахождения нового в его проявлениях в каких-то условиях. Уже познанное позволяет сместить объект осмысления далее в область еще большего обобщения: для большего круга более общих условий. Уверенно познанное позволяет перейти в познании далее. Это уверенно познанное называется личной аксиоматикой - системой надежно проверенных представлений, которая позволяет строить дальнейшие прогностические предположения, проверять их навыками творчества (методология познания) и, убеждаясь в соответствии предположения и реальности, быть более уверенном в познанном.

В самом раннем возрасте уже может быть что-то в восприятии, соответствующее этим условиям, так что состояние гениальности может возникать очень рано. Но навыков исследования, аксиоматики в области методологии исследования еще нет в раннем возрасте и многие предположения оказываются неадекватными, что при излишней увлеченности творчеством может порождать явления субъективно продуцируемой неадекватности, вплоть до серьезных  психопатологий. Самая большая беда и зло у гениев - возможность полюбить свою идею, а не сам процесс познания, остановиться на одном звене цепи познания, а не идти далее. Идея-фикс останавливает возможность творческого развития адекватных реальности представлений. Она - всегда следствие недостаточности навыков методов творческого познания, порочности методологии. Поэтому в качестве предварительного познания очень стоит увлечься пониманием принципов уже хорошо наработанной научной методологии познания.

 

Часто можно наблюдать увлеченное творение теорий, не менее, чем всеобще-глобальных картин мироздания в раннем и не очень возрасте без достаточной подготовленности к этому в виде надежной аксиоматики, хотя бы в виде базовой системы мировоззрения и лелеяния возникшей идеи, которая начинает защищаться точно так же как защищаются религиозные догмы. Это почти непреодолимая преграда адекватности, настолько же насколько высокий барьер может поставить беззаветная вера. Вера и познание несовместимы.

 

Огромные области во многих направлениях исследований еще не исследованы и ждут своих гениев. Но то, что было уже исследовано с соблюдением научной методологии и корректно формализовано в виде абстракций научных утверждений, уже не может быть опровергнуто в принципе (очень стоит понять, почему это так). Те, кто пытаются увлеченно строить гениальные теории в области познанного наукой проявляют обычно острую недостаточность в понимании сути этой области исследований и/или принципов научной методологии. Область приложения творческой гениальности - передний край исследований науки. И для этого нужна предварительная подготовка в виде исследований для себя, а не для других, - для формирования своей системы убеждений (а не веры).

 

В этом разделе будут даны более глубокие представления о творчестве, его механизмах, условиях его эффективности, о методах развития творческого потенциала.

 

 

 

 
Обсуждение Еще не было обсуждений.
! Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter (подробнее).
Страница:посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:66
Всего:19602249