Школьники
 

Школьный возраст

 
Поиск

Версия для печати - только текст

В классике системы обучения постсоветской действительности школьный период можно охарактеризовать как попытка продолжения авторитарного периода "доверчивого обучения" в условиях, когда развитие организма уже находится в периоде "попрания авторитетов".

Ситуация возникает следующая.

Есть определенный период развития, когда еще нет вообще никакого жизненного опыта, и в природе родители детеныша передают ему свой опыт выживания, уча основам добывания пищи, избегания опасностей и поведению в социуме. Это - очень мощный эволюционно оптимизированный механизм преемственности культуры, позволяющий не учится всему с нуля и резко повышающий вероятность выживания в беспомощном состоянии.

Сопутствующий игровой стиль поведения позволяет в мягких, не опасных условиях воспринимать опыт авторитетов, приспосабливая его под особенности своего организма (более вильные и ловкие развивают иные навыки, чем более слабые или с дефектами организма). Игра в какой-то мере предполагает возможность инициатив и даже необходимость инициатив, что проявляется в периоде развития после безусловного доверия - "периоде инициатив", хотя это по-прежнему не вступает в противоречие с наиболее важными авторитарными установками, и все позитивные инициативы, не вызывающие опасения у родителей, поощряются.

Период доверчивого обучения предполагает беспрекословное повторение того, чему учат родители, что поощряется, а при неверных, опасных своеволиях - наказывается.

Но опыт родителей может не учитывать изменение условий, и если его применять не учитывая изменений, как догму, то со временем будет накапливаться все больше его не соответствий реальности, кончающихся неудачей. Такой путь не будет иметь преимуществ. Поэтому следующее эволюционное приобретение - период "попрания авторитетов" - более радикальные попытки преступить догмы, более решительная проверка собственных идей о возможных вариантах поведения, творческое нахождение своих предположительно заманчивых вариантов, осуществление попыток сильно изменить привычное (склонность к экстриму, революциям).

Если в более раннем периоде был демфирующий механизм сглаживания конфликтов в играх - смех, то он также модифицируется, во многих случаях, теряя функцию сглаживания конфликтов и, подчас, становясь инструментом для усиления агрессивности попыток воздействия на других, подчинения других своей идее. Теперь многие действия уже не носят безобидно игровой характер. Игра становится формой проверки идей в более радикальной, жесткой форме "экстримов", хотя она все еще практикуется - как условно-договоренные формы общих акций, чаще всего имея условные названия для обозначения их специфики и общепонимаемых правил. Игра во многом перестает быть безобидной, становясь частью социальной жизни, в которой победители получают определенный выигрыш.

Возвращаясь к вопросу о противоречиях классической формы обучения, когда авторитарность конфликтует с ярко выраженной инициативой, становится понятным, что формы обучения в школе должны учитывать, что во многом школьниками преподанное в авторитарном стиле воспринимается как консервативно навязываемое, неинтересное им действо. Что методами авторитарного принуждения, настаивания выполнения инструкций, методами подавления инициативы невозможно укрепить личные знания. В головах будут оставаться лишь фрагментарные сведения, а не информация.

Есть немалый процент достаточно доверчивых (в силу особенностей протекания периода инициативы), которых возможно принудить безусловно следовать всем правилам системы авторитарного обучения, что наложит на таких людей неизгладимый след безволия и рабской безынициативности на всю последующую жизнь. Жизнь в беспрекословном послушании - удел очень не малого числа людей, которые уже никогда не сделают что-то нового, прогрессивного, а будут исполнительным придатком чужих представлений.

Хотя даже в самой консервативной системе бывают достаточно прогрессивные наставники, способные заинтересовать и увлечь, хотя в целом авторитарность в обучении в школе наносит массовое зло и не приводит к знаниям, а искусственно продленный период доверчивости в обучении снижает потенциал и навыки творчества.

При всем этом стоит внимательно учитывать и сопутствующее нормальному развитию адаптивности психическое явление "наглость", которая порой принимает излишне негативный характер.

Всегда нужно учитывать, что актуальность внимания поддерживается вполне определенным сочетанием параметров преподаваемого материала, что, само по себе достаточно индивидуально, но вполне поддается учету и использованию в группе обучающихся. Понятно, что чем больше такая группа, тем уже будут границы условий оптимума актуальности материала и эффективность приобретения личного знания.

В этом разделе будут предложены методические советы для оптимального стиля обучения в школьном возрасте, обусловленные особенностью физиологии и уровня развития систем адаптивности в этом возрасте.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ

 

 

 

 

 

 

 
Обсуждение Еще не было обсуждений.
! Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter (подробнее).
Страница:посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:22
Всего:18652151