Версия для печати - только текст Малышу исполнился год. Если попытаться охарактеризовать основные изменения, происходящие в развитии ребенка на втором году жизни, то можно выделить следующие моменты: ребенок стремится проверить свои возможности, познать окружающий мир и стать более самостоятельным. Весь второй год жизни ребенок бурно развивается физически. Ушибы и падения не останавливают кроху: он готов часами упражняться в ходьбе от дивана до шкафа, мучая бабушку и маму. Самостоятельная ходьба открывает новые возможности для познания окружающего мира: малыш начинает по-другому воспринимать пространство, дотягивается до предметов, которые раньше были недоступны, и, наконец, стоя может держать игрушку обеими руками. Любые, самые обыкновенные предметы домашнего обихода - деревянные ложки, кастрюли, прищепки, коробочки - приводят ребенка в неописуемый восторг. Теперь окружающий мир не ограничивается мамой и детским манежем и кажется малышу манящим и таинственным. В развитии ребенка происходят большие изменения. К полутора годам малыш уже может предвидеть некоторые события. Например, когда мама надевает на ребенка верхнюю одежду, он понимает, что сейчас пойдет гулять. К концу второго года жизни малыш начинает осознавать свои действия и может предвидеть их результат. Родители демонстрируют ребенку определенные «модели поведения»: поощряют, одобряют, ласкают, запрещают или наказывают малыша в зависимости от его поступков. Благодаря этому у ребенка складываются первые представления о том, что хорошо и правильно, а что плохо и неправильно. Дети расстраиваются при виде малыша, который упал в лужу и плачет. Они приносят и показывают родителям сломанные игрушки, которые нашли. Такое поведение объясняется просто: малыши начинают понимать, что за испачканную одежду могут наказать, а сломанная игрушка - это плохо. Теперь малыш сравнивает себя с окружающими людьми, он наблюдает за поведением детей и взрослых. Наблюдение очень важный аспект развития ребенка, поскольку оно является одним из средств социализации. Сравнивая себя с другими людьми, малыш осознает свою похожесть и свое отличие от них. К концу второго года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Многие родители по - прежнему стараются контролировать ребенка и помогать ему, но зачастую бывают поражены обратным результатом своих действий. Малыш пыхтит, пытаясь дотянуться своей маленькой ручкой до газеты, которая лежит на краю стола. Заботливая мама с улыбкой протягивает ему газету и вместо благодарности слышит негодующий рев своего чада: он был всего на полпути к тому, чтобы взять ее самостоятельно. Озадаченный отец наблюдает за тем, как забавного плюшевого мишку, которого он так долго выбирал в магазине игрушек, ребенок бросает в сторону. Вместо этого малыш целый час крутит ручку на двери, пытаясь открыть ее. Игрушки часто надоедают ребенку быстрее, чем связка папиных ключей или алюминиевая кастрюля. С чем это связано? «Познаю мир играя» С конца первого года жизни малыш стремится играть самостоятельно. В течение всего дошкольного периода игра будет являться движущей силой интеллектуального развития ребенка. Хотя игра будет видоизменяться, приобретать новую смысловую нагрузку, она останется для крохи одним из наиболее ярких эмоциональных переживаний, откроет малышу широкие возможности для исследования внешнего мира и научит существовать в нем. Годовалому ребенку хочется все потрогать, полизать, покусать. Именно поэтому малыша так привлекают игрушки, которые можно бросать, шлепать, толкать, хлопать, тянуть, протыкать, нажимать. Большинство предметов домашнего обихода вполне подходят для этого. И тут фантазия ребенка оказывается безграничной: он способен получить интересующую его информацию из самых обычных, с точки зрения взрослого, предметов. Застав малыша рядом с корзиной для бумаг, в которую он предварительно побросал ложки, мамины бигуди, кольца пирамидки, тряпичный мячик, вам вряд ли придет в голову, что таким образом он пытается изучать пространственные отношения между предметами. Внимательно оглядите свой дом: по-прежнему ли он безопасен для вашего малыша? Может быть, пришло время убрать некоторые вещи в недоступное для ребенка место? Не забывайте, что ящики, где хранятся хрупкие, острые предметы и медикаменты, должны быть закрыты на ключ или заклеены скотчем. Интерес ребенка к определенным предметам и объектам можно использовать для его обучения. Попробуем обобщить, что же нравится малышу старше одного года? - захватывать и рассматривать мелкие предметы
- складывать предметы в различные емкости и вытаскивать их
- предметы и игрушки, которые можно бросать, шлепать, толкать, хлопать, тянуть, протыкать, нажимать
- играть с водой и сыпучими материалами
- пачкаться
- рассматривать книжки.
Далеко не все из перечисленных действий ребенка радуют родителей. Однако если вы построите занятия на играх, которые нравятся малышу, они могут стать вашим самым любимым совместным время провождением. Игры с предметами Большинство исследователей считают игру главным способом развития познавательных навыков ребенка. На втором году жизни игра ребенка существенно меняется. В начале второго года ребенок знакомится с игрушкой и использует ее прямо по назначению. Кукла для него - это кукла. Он может взять куклу и уложить ее «спать» на стол вместо кровати. Но в полтора года ребенок действует иначе: он может перевернуть куклу вниз головой и сделать вид, что высыпает соль из солонки. Двухлетний ребенок может играть вообще без игрушки: две деревянные палочки заменяют маму и дочку. Таким образом, ребенок начинает использовать предметы не по прямому назначению. Например, мячик становится куском мяса, чашка - шапкой, а тарелка - одеялом. Одни предметы, благодаря воображению ребенка ,замещают в игре другие предметы. Переход ребенка к такому символическому действию вызван специфическими изменениями в центральной нервной системе. Начало сюжетной игры К концу второго года у ребенка появляется игра, в которой появляется определенный замысел, сюжет. Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами. Она становится более содержательной: играя, малыш воспроизводит самые интересные и значимые для него события. Если годовалый ребенок просто катает машинку на веревочке, а полуторагодовалый кроха нагружает в машину кубики, то двухлетний малыш расскажет вам, что его грузовик везет кирпичи для постройки гаража. Ребенок продумывает тему игры, которую удерживает в памяти, и может спланировать свои дальнейшие действия. Теперь малыш подражает взрослым - тому, как они разговаривают по телефону, обедают, идут в магазин. Кроме того, ребенок может ввести в игру вместо себя игрушку, например куклу, которая будет говорить по телефону, пить чай, ходить в гости. Игры двухлетнего малыша можно разделить на три вида: - игра-исследование - ребенок постигает свойства предметов
- игра-конструирование - ребенок изучает пространственные отношения между предметами
- начало ролевой игры - ребенок подражает взрослым и начинает брать на себя роль другого человека.
Игра с другими детьми На первом году жизни дети еще не играют вместе. Они только смотрят друг на друга, дотрагиваются, иногда причиняют боль, например, когда тянут друг друга за волосы или трогают пальцами глаза. В начале второго года у малышей появляется «параллельная игра»: дети играют рядом, но каждый по отдельности. Вы видели, как годовалые дети играют в песочнице? У каждого свое ведерко и своя лопатка. Они не пытаются играть вместе. Малыши наблюдают друг за другом, сравнивают свои действия с действиями других детей и учатся у них новым манипуляциям с игрушками и предметами. Совместная игра появляется у детей в 18-20 месяцев. Эти игры непродолжительны, но они необходимы ребенку для накопления опыта общения с другими детьми. Например, для того чтобы в дальнейшем не бояться отстаивать свои права за игрушки или место для игр. Малыши пока не играют по правилам. Если незнакомые дети играют парами, более робкий и тихий ребенок подражает более активному. Если активный малыш залезает на горку, то скорее всего робкий ребенок последует за ним, убедившись, что это можно сделать и это безопасно. Играя с другими малышами, робкие дети боятся, что у них отнимут игрушку. Активный ребенок действительно может попытаться сделать это, если его заинтересует более интересная игрушка другого малыша. Детям этого возраста вообще не свойственно делиться игрушками. Родители огорчаются, наблюдая за приступами жадности своего малыша, однако это не индивидуальная особенность, а общая черта всех детей этого возраста. Мама, КТО я такой? «Как тебя зовут?» Помогите малышу запомнить его имя и начать называть себя и своих близких по имени. Показывайте пальчиком ребенка на него и громко говорите: «Вова!» (Оля, Дима и т.д.). Когда малыш научится называть себя по имени, научите его называть свое имя в ответ на ваш вопрос «Как тебя зовут?». «Что ты чувствуешь?» Учите ребенка передавать его чувства и настроение. Малыша можно научить выражать нежность к близким людям - целовать, посылать «воздушный поцелуй», обнимать, гладить. Ощущение боли можно выразить словом «бо-бо», досаду - «ай-ай-ай», несогласие - «нет!», просьбу - «дай!», запрет - «ну-ну-ну!». «Волшебное зеркало» Все мамы играют в простую игру: «А где у Ани носик? А где у Ани ушки?». Называя и дотрагиваясь до разных частей тела и лица ребенка, мамы помогают ему запомнить их названия. Умение «ориентироваться» в собственном теле - один из показателей умственного развития малыша. С ребенком старше полутора лет обязательно играйте в такую игру. Встаньте с малышом перед зеркалом в полный рост и, показывая на себя, проведите «урок анатомии»: «Это - мой нос! А где твой нос, покажи? Это моя нога. А где твоя нога?». Такие игры перед зеркалом очень нравятся детям. «Забавные мордочки» Не спешите отходить от зеркала. Переходите к уроку актерского мастерства. Научите малыша «строить мордочки», передавая различные эмоции. Учите его хмуриться - сдвигать брови, удивляться - поднимать брови кверху, «пугать маму» - оскаливать зубы, делать «доброе лицо» - улыбаться. «Помогалки». Не забывайте, что ребенку не всегда нужна ваша помощь. Иногда ему хочется поиграть и исследовать окружающее пространство самостоятельно. Не спешите вмешиваться. Наблюдая неуклюжие действия ребенка, не поддайтесь соблазну сделать что-то быстрее за малыша. Если вы видите, что ребенку нужна ваша помощь или объяснение, спросите его: «Хочешь, я помогу тебе?». Вы можете вступить в игру, только если малыш согласиться. Уроки вежливости. Даже самых маленьких детей нужно учить быть вежливым с окружающими. Если ваш малыш пока не говорит, учите его выражать просьбу протягиванием руки (жестом «дай»), благодарность - кивком головы, прощаться - с помощью жеста «пока-пока». «Мы делили апельсин, много нас, а он один...». Все дети этого возраста - «собственники»: они предпочитают не делиться игрушками и едой с окружающими. Но если ребенка не научить этому, в дальнейшем ему, скорее всего, будет сложно играть и общаться со сверстниками. Ведь совместная игра детей требует диалога и обмена. Научите малыша делиться чем-то с близкими людьми, а потом со сверстниками. Это легко сделать, если вы делите еду: фрукты (мандарин или апельсин), печенье, булочку можно разделить на дольки или разрезать на кусочки. Благодарите малыша за щедрость. Обязательно хвалите ребенка, если он сам захотел поделиться чем-то с другими людьми. Учите малыша проявлять заботу. Показывайте ему игры, в которых нужно накормить куклу или мягких зверюшек, уложить их спать, переодеть. Уборка. Вечером, когда ребенок уже сладко спит, маме часто приходится убирать игрушки, которые он разбросал. Какая мама не мечтает в эти минуты о том времени, когда малыш станет самостоятельнее и сможет ей помочь. Вы заблуждаетесь, если думаете, что ребенку еще рано учиться убирать за собой. Приучайте малыша помогать вам в этом с самого раннего возраста. Поставьте коробку рядом с крохой и протяните игрушку, которую нужно положить в коробку. Хвалите ребенка, если он начинает проявлять первые признаки самостоятельности. Научите малыша раскладывать вещи членов семьи по коробкам. Протягивая предмет одежды, называйте его: «Это папин свитер, положи его в эту коробку. Это мамина футболка. Положи ее вот сюда. А это чьи брючки? Твои. Положи их вот сюда». Помогая вам, малыш запоминает новые слова. Учимся играть. Ребенку полутора лет покупайте наборы с фигурками животных, людей, игрушечную посуду и мебель. Показывайте малышу, как играть с наборами игрушек: строить гараж, дорогу, зоопарк, ферму. Вводите в игры персонажи - людей и животных. Путь папа едет в магазин за покупками, а мама остается готовить обед. Дети второго года жизни пока не проявляют стойкого интереса к таким играм, но вы сможете научить ребенка простым действиям с игрушками, которые позже он повторит и усложнит. Совместная игра. Если вы хотите помочь вашему малышу стать общительнее, учите его играть со сверстниками. Хорошо, если у ваших знакомых есть дети такого же возраста, как ваш малыш. Вы сможете ходить друг к другу в гости или устраивать совместные прогулки. Можно придумать много различных способов совместного времяпровождения малышей. Дети могут вместе рисовать картинки, слушать музыку и сказки, строить конструкции из кубиков или конструктора, катать мяч друг другу или машинки по наклонному желобу, прыгать на батуте, «говорить» друг с другом по телефону и многое другое.
Из книги Олеси Жуковой. Познаю мир играя. |